СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

ПРАКТИКУМ

К нам едет VIP — немая сцена

Мы ежедневно встречаемся с деловыми партнерами — начальниками, подчиненными, товарищами по работе. Частенько нас посещают коллеги, с которыми нас связывают договорные обязательства. Обычно они живут и работают в нашем городе. Не задумываясь о строгом этикете, мы общаемся с ними запросто, без излишних формальностей. Гораздо реже к нам приезжают партнеры, которых принято именовать VIP. В этом случае и руководителей, и рядовых сотрудников начинает лихорадить задолго до визита высоких гостей: еще бы — ни в коем случае нельзя ударить лицом в грязь. Чтобы этого не случилось, необходимо освоить хотя бы азы этикета встречи VIP.

Берегись в автомобиле
Высокопоставленного гостя принято встречать непосредственно в аэропорту. В зависимости от статуса прибывающего на место выезжает либо руководитель принимающей компании, либо его заместитель. По пути к автомобилю не рекомендуется, оказывая гостю назойливую помощь, отбирать у него ручную кладь. Это дурной тон.
Организуя посадку в автомобиль, имейте в виду, что места в салоне распределяются строго по ранжиру. На заднем сиденье справа по ходу сидит самый почетный гость. Рядом другой гость или гости, а на переднем сиденье, около водителя, встречающий. Если для встречи гостей подается лимузин, то самые почетные гости садятся на заднее сиденье, напротив них еще два гостя, а рядом с водителем — встречающий руководитель или гость, занимающий самую низкую должность.
Такая рассадка имеет глубокий практический и этический смысл. Переднее место, предоставляющее возможность хорошего обзора, в то же время считается самым опасным во время дорожных ЧП. Очевидно, что представитель встречающей стороны не имеет права подвергать своего гостя потенциальной опасности.
Правда, в России лихачество у многих VIP-персон в крови. Поэтому бывают случаи, когда высокопоставленные соотечественники сами напрашиваются на переднее сиденье, демонстрируя таким сомнительным образом свою «гусарскую удаль». Не надо чинить им препятствия в этой нештатной ситуации, потому что, может быть, это единственный случай, когда «хозяин — не барин».

Первая встреча
После доставки гостей в резиденцию или в отель хозяева предоставляют партнерам свободное время, а сами любезно раскланиваются. Распорядок встреч должен оговариваться заранее, и все же перед недолгой разлукой, которая длится не более нескольких часов, имеет смысл напомнить, где и когда состоится первая намеченная встреча. Как правило, она проходит в конференц-зале принимающей стороны или в кабинете руководителя корпорации, если у договаривающихся сторон уже давно сложились тесные партнерские отношения.
Во время встречи исключается всякое панибратство и неукоснительно соблюдаются правила ведения деловой беседы. Начинает разговор гость, но основную часть беседы ведет принимающий руководитель. Не стоит усаживать гостя за свой письменный стол: это может быть воспринято как неуважение, граничащее с дерзостью. Рассадка осуществляется за столом переговоров, при этом гость располагается справа от руководителя принимающей корпорации. Снимать пиджаки во время деловой беседы не принято. Исключение составляют заранее оговоренные «встречи без галстуков».
Спиртные напитки во время деловой встречи не подаются. На стол можно поставить минеральную воду, а минут через пять подать чай или кофе. Курение категорически запрещено, кроме тех случаев, когда курильщиками являются все присутствующие. По окончании беседы представитель встречающей стороны обязан проводить гостей до лифта.
Практика показывает, что визит VIP-персоны обычно длится не более двух-трех дней. Но гораздо чаще все сводится к однодневной встрече. Но как бы там ни было, обязательный торжественный прием в ресторане должен произойти в любом случае. Иногда это бывает обед, но гораздо чаще — ужин.

Строгий регламент
Далеко не все приглашенные умеют правильно здороваться. Несмотря на кажущуюся простоту, эта традиционная процедура довольно строго и витиевато регламентирована. Современный этикет предусматривает на этот случай ряд обязательных правил. Так, персонаж в невысоких чинах всегда приветствует первым более высокопоставленного коллегу. Молодой — старшего по возрасту. Опоздавший — ждущего, входящий — присутствующих, уходящий — остающихся. Лицам равного ранга, возраста, положения обычно советуют придерживаться известного правила воинского этикета, который гласит, что из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым здоровается тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.
Человек, входящий в помещение, где собрались приглашенные, здоровается либо с каждым из присутствующих в отдельности, либо со всеми сразу. Строгих предписаний по этому поводу нет, и все зависит от обстоятельств. Если же опоздавший подходит к столу, за которым уже сидят приглашенные, он делает общий поклон всем присутствующим и занимает свое место. Затем еще раз здоровается с соседями по столу. При этом руку обычно не подают.
Большое значение во время приветствий имеет общее представление о политесе. На человека, с которым здороваются, смотрят прямо, с улыбкой и ни в коем случае не безразлично. Здороваясь, не делают низких поклонов и сильно не сгибаются. Сидящий джентльмен, приветствуя женщину или мужчину, старшего по положению, встает. Если женщина или старший по положению (возрасту) не протягивает руки для рукопожатия, мужчина или младший делает легкий поклон. Если в помещение входит женщина, мужчина всегда встает и остается стоять до тех пор, пока вошедшая не сядет или не выйдет из помещения. В общественных местах мужчина при виде приближающейся незнакомой женщины может не вставать, но если женщина остановится и обратится к нему, то он встает и отвечает ей стоя.

Последняя встреча
Если прием проходит в режиме, который принято называть «с рассадкой», место каждого участника определяется заранее и обозначается соответствующей табличкой. На обедах и ужинах «без рассадки» часто произносятся речи, а руководитель принимающей стороны произносит официальный тост, после которого VIP-гость должен, по этикету, сказать ответную здравицу.
Не стоит превращать прием в конкретные и тем более жесткие переговоры. Помимо рабочих вопросов, существует немало других интересных тем. Правда, среди них могут оказаться и безусловно табуированные. Демонстрацией полного отсутствия такта считаются диспуты по религиозным, расовым и национальным вопросам. Так гласит общепринятый этикет. Впрочем, есть и еще одна запретная дискуссионная тема. Ни в коем случае не пытайтесь убедить собравшихся, что ваша любимая футбольная команда — лучшая в мире. История знает множество случаев, когда VIP-гости, придерживающиеся на этот счет других взглядов, уходили с приема весьма раздосадованными.
Если вы не являетесь главой корпорации, то непозволительно покидать прием раньше руководителя. В случае особых обстоятельств, предупредите руководителя о своем вынужденном уходе, спросив предварительно на это разрешение. Сам же глава корпорации обязан дождаться ухода всех гостей. Во время продолжительной прощальной церемонии хозяину целесообразно оставаться там, где он простился с VIP-персонами, чтобы все присутствовавшие на приеме имели возможность поблагодарить руководителя принимающей стороны и лично попрощаться с ним. Если же прием был многолюдным, то хозяин провожает лишь особо почетных гостей. Остальных участников приема провожают встречавшие их лица.

Андрей Алексеев

РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ