СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

ПРАКТИКУМ

Дареному коню в зубы смотрят

Во время серьезных деловых встреч осведомленные в негласном этикете партнеры зачастую делают друг другу презенты. В связи с этим в современном русском языке даже специальный термин возник — бизнес-подарок. Он призван не только «умаслить» партнера, но и стать чем-то вроде постоянного напоминания о вас и вашей компании. Деловое сообщество в нашей стране пока еще жестко не регламентировало «процесс дарения», но его контуры уже обозначены

Былое без дум
Куда как легко и приятно было делать подарки деловым партнерам в советские годы. Правильным, например, считалось передарить то, что когда-то преподносилось нам, но пришлось не ко двору. Допустим, чернильный прибор с установленным на нем крошечным памятником Стаханову. Или набор аляповатых подстаканников. Или толстенный, богато украшенный фотографиями фолиант, озаглавленный «На родных просторах». Все эти бесполезные предметы вручались исключительно в официальной обстановке.
А в не официальной — «Шанэль №5» или «Нина Ричи» дамам. Джентльменам — бутылка армянского коньяка или «Наполеона». Впрочем, от бутылки «Сибирской» тоже никто не отказывался. С иностранными партнерами (как правило, встречи проходили либо по линии профсоюзов, либо «Интуриста») было еще проще. Ложки, матрешки, поварешки — вот и весь сказ. И конечно же икорка и водочка.
При выборе подарка не стоит скупиться. Неправильно поймут. Увы, сегодня дареному коню в зубы смотрят! Конечно, воспитанные люди не подадут вида, получив нечто непрезентабельное. Но в том что запомнят и намотают на ус — будьте уверены. Бывает, именно так проходит мирская слава, именно так рушатся репутации, именно так ломается бизнес. А нам это надо? Так что, перед тем как сделать подарок, хорошенько подумайте!

Строгая иерархия
С большой долей условности бизнес-подарки можно разбить на четыре группы: предназначенные для VIP-персон; для топ-менеджеров; для деловых партнеров «приятных во всех отношениях», но не обремененных высоким статусом; товары массового спроса для тех, «кому положено».
Готовясь к встрече с VIP-партнерами, есть большой соблазн, если позволяет бюджет, купить что-нибудь из золота-бриллиантов. А что именно — все равно. Но не стоит поддаваться этому искушению. Начнем с того, что делать отчаянно дорогие подарки — дурной тон.
Так вот, в добропорядочной среде не принято преподносить дары стоимостью свыше $10 тыс. Обычный ценовой стандарт сопоставим с несколькими тысячами долларов. К универсальным и всегда желанным подаркам причисляется антиквариат: ломберные столики, небольшие бюро, искусно выполненные старинные шкатулки. Вполне уместны будут и полотна современных модных живописцев, которые оценивают свой «скромный» труд в $2 тыс. — $3 тыс. Очевидно, что в этом случае дарится не произведение искусства, а бренд, что опять же всегда в цене.
Ко второй довольно популярной группе подарков, предназначенных для VIP, относятся различные технические аксессуары up-to-date. Впрочем, в этом случае совершено необходимо окольными путями выяснить пристрастия и увлечения вашего партнера. Почти наверняка с большой благосклонностью будут восприняты навигационные приборы для яхты, профессиональная видеокамера и даже ноутбук последнего поколения.
Топ-менеджерам принято делать подарки много скромнее — в диапазоне от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. В антикварном магазине за эти деньги можно купить какую-нибудь безделицу, вроде инкрустированной копилки. Стоит остановить свой выбор и на кузнецовском фарфоре. Кстати говоря, в последнее время недобросовестные продавцы частенько предлагают подделки. Отличительная особенность настоящего — частично или полностью выцветшее тавро, изображающее двуглавого царского орла. Впрочем, сегодняшний ломоносовский фарфор (наследующий кузнецовскому) может стать неплохой заменой старинному оригиналу.
Вполне уместны в качестве подарков для топ-менеджеров и некоторые другие отечественные сувениры, проверенные временем — изделия (настоящие найти очень трудно), созданные мастерами Палеха, Хохломы, Городца. На них опять возвращается мода. Впрочем, если вы сторонник традиционных поступков и решений, то смело дарите настольные часы или кожаную папку. Вряд ли такой подарок взбудоражит чье-либо воображение, но и лишним он тоже никогда не будет.
Теперь перейдем к «добрым деловым партнерам, не обремененным высоким статусом». Но для начала выясним, кто они такие. Так вот, это люди, с которыми нам приходилось да и приходится сталкиваться по работе, но которые не имеют права голоса при принятии важных решений. Собственно, негласный протокол не включает этих людей в число одариваемых в принципе. Но если мы хотим особо отличившимся (или просто симпатичным) коллегам сделать подарок в рабочей обстановке, то это, конечно, не возбраняется. Главное — чтобы подношение не превзошло по стоимости то, что было перечислено выше. Мало того что поймут неправильно вас, так, пожалуй, еще и вашего протеже понизят в должности.
Надо полагать, «товары массового спроса для тех, кому положено» в детальной характеристике не нуждаются. Это те безделушки, которые не раздаются всем подряд, но хотя бы раз ими одаривается каждый, с кем вам приходилось встречаться. Зажигалки, брелоки, визитницы, недорогие ручки, календарики — вот далеко не полный перечень этих поделок. Все они, понятное дело, украшены логотипом вашей компании. Их главное назначение — реклама прямого действия.

Запретная зона
Все то, о чем шла речь выше, предназначено для внутрироссийского пользования. Конечно, некоторые из упомянутых бизнес-подарков вполне могут быть преподнесены и за границей иностранным партнерам. Однако очевидно, что антикварные изделия из страны не вывезешь. Кроме того, надо иметь в виду, что во многих странах этикет предписывает излишнюю (с нашей точки зрения) щепетильность при получении бизнес-презентов.
Но и это еще не все. Весьма полезно знать, что некоторые подношения могут быть восприняты как оскорбление. Не стоит дарить японцам набор чего бы то ни было из четырех предметов, а индонезийцам парфюм, как таковой. Ножи и зеркала у многих народов считаются производным от зла, поэтому об этих предметах лучше всего вообще забыть.
Ни к чему презентовать предметы одежды американцам и европейцам. Это будет воспринято как моветон. Хотя, конечно, и здесь бывают исключения. Шали ручной работы, расписные валенки (бывают и такие) и даже лапти будут приняты с милой душой. Но это тот случай, когда не всегда можно понять, где заканчивается быт и начинается музейный экспонат.
Коль скоро в этой маленькой главке мы коснулись запретов, должен возникнуть вопрос: «А что же можно»? Да как всегда — что не запрещено, то и разрешено. А еще многое зависит от вкуса и фантазии.

Похвала глупости
Фантазийные или шутливые подарки — особая тема. Поскольку чувством юмора обладают далеко не все, надо быть предельно осторожным на этой «поляне». Почти что, как на минном поле. Случается, один неверно понятый намек может разрушить годами выстраивавшиеся отношения. Поэтому, если вы решились пойти по этому интересному и авантюрному пути, но не до конца доверяете своему вкусу, обратитесь на всякий случай к профессиональным креативщикам.
Между тем в течение последних лет опробован и обкатан прием, действующий абсолютно безотказно. Он связан с живописью. За основу берется какое-нибудь знаменитое полотно, на переднем плане которого изображен героический персонаж. Затем приглашается хороший копиист (а их в России не мало), которому заказывают «клон», с той лишь разницей, что вместо лица исторического персонажа вписывается лик вашего партнера. Эта шутка еще не поставлена на конвейер, но все идет именно к этому. А пока, прибегнув к «художественному» приему, вы еще можете прослыть изощренным остроумцем.
Если уж откровенно, то в делах шутливых, зачастую, чем глупее, тем лучше. Сошлюсь в связи с этим на собственный пример. Лет пять назад мне довелось брать интервью у известнейшего и очень обаятельного западноевропейского хотельера. На прощание он подарил мне миниатюрную бонбоньерку и попросил сразу же ее открыть, что я и сделал. Внутри оказалась обыкновенная пробка (из пробкового дерева) и больше ничего. Потом я долго думал, есть ли какой-нибудь потайной смысл в этом сувенире. Не найдя смысла, коробочку с пробкой все же не выкинул — как никак подарок. Время от времени, разгребая дома завалы, натыкаюсь на бонбоньерку и вспоминаю хотельера и возглавляемую им гостиницу. Вспоминаю с теплотой. Получается, подарок-безделушка возымел отличное рекламное действие.


Андрей Алексеев

РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ