СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

ПРАКТИКУМ

Правила поведения на презентации

Каждый из нас хотя бы раз бывал на презентации. И тот, кто еще окончательно не превратился в светского льва или львицу, время от времени задает себе вопрос: «А правильно ли я себя веду в почтенном собрании?»

Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос, сделав две существенные оговорки. Предметом обсуждения будет поведение в компании, насчитывающей около ста человек.
Когда число собравшихся не превышает нескольких десятков, все друг друга знают и ведут себя в соответствии с давно заведенными коллегиальными (не всегда общепринятыми) правилами. Если же на встречу приглашают много сотен или даже тысяч человек, это значит, что устроители проводят имиджевую акцию, где большинство приглашенных выступает в роли статистов.

Прелюдия
Если театр начинается с вешалки, то презентация — со стойки регистрации. Подойдя к столику, поздоровайтесь, но не объясняйте в подробностях, кто вы и откуда. Просто вручите регистраторам визитку. Тем самым вы сбережете и свое, и их время. Кроме того, ближе к окончанию вечера, организаторы нередко устраивают лотереи. Так что ваша визитка вполне может превратиться в лотерейный билет.
По окончании «входных» формальностей гости попадают в залу. Обычно еще до начала официальной части официанты обносят приглашенных шампанским. Не торопитесь, даже если мучает жажда или боязнь остаться обделенным, осушить бокал. Для начала отыщите устроителей презентации и поблагодарите их за приглашение. Если не найдете главных организаторов, постарайтесь разыскать их заместителей — хозяев обязательно надо приветствовать. Разве не так мы себя ведем, навещая добрых знакомых?
Что касается приветственных вин и коктейлей, то не надо думать, будто этикет предписывает нам только один бокал, который следует неотвязно держать в руках. Пить можно сколько угодно, но только в том случае, когда вы уверены, что возлияния никак не отразятся на адекватности вашего восприятия действительности.
Официальную часть, перемежаемую докладами и показом диаграмм, оставим в стороне за ненадобностью. Но вот прозвучал клич, смысл которого сводится к «милости просим к столам». Если вечер проходит в фуршетном режиме, публика, услышав долгожданные слова, разбредается изучать содержимое подносов и судков.
Почему-то у значительной части новичков бытует мнение, будто на презентациях ведут себя примерно так, как в очереди за билетами на главные матчи чемпионата страны по футболу. Они подозревают, что самой вкусной еды может не хватить, и поэтому для достижения заветной цели невредно поработать и локтями. Опасное заблуждение! Тарелку-то вы сумеете наполнить «с горкой», но впечатление о себе оставите отвратительное. Полагаю, что «работа локтями» может многим показаться придуманной гиперболой. Увы, автору этих строк, хотя и нечасто, но с завидным постоянством приходится видеть такие картинки. А вот «тарелки с горкой» — явление абсолютно обыденное, повсеместное и почти что светское. По российским меркам, конечно. Право слово, нехорошо все это. Неужели непонятно, что закуски никуда не убегут? И поверьте, лучше сто раз сходить за переменой блюд, чем потешать людей своей запасливостью.

Завязка
Несколько слов по поводу курения. Когда на столах установлены пепельницы, вопросы отпадают сами собой. Но как поступить, если их нет? Подойдите к официанту и, принеся извинение, без излишних вопросов, попросите принести пепельницу. На моей памяти отказов не было ни разу. Кстати говоря, совершив такой «смелый» поступок, вы окажете любезность огромному количеству сомневающихся: мгновенно выяснится, что в якобы некурящей компании курильщики, как правило, составляют не меньше половины.
А пока давайте считать, что мы уже выпили и закусили. Теперь самое время общаться. Практика показывает, что некоторые приглашенные, не найдя среди присутствующих знакомых, впадают в легкую депрессию. Такие люди мгновенно бросаются в глаза своим нарочито горделивым и независимым видом. Постарайтесь освободиться от таких сомнительных замашек — мы не на танцполе. Поэтому вряд ли кому-нибудь из устроителей придет в голову нас развлекать или знакомить с интересными людьми. Позаботимся о своем досуге сами.
Не стоит подходить к незнакомым оживленно беседующим гостям, если их не больше трех. Скорее всего, это старые добрые знакомые и ваше, даже деликатное, вторжение будет расценено как нарушение privacy. Лучше всего выбрать относительно многолюдную компанию и в течение некоторого времени понаблюдать за ней издали. Довольно скоро вы определите лидера. Теперь наша задача — плавно и естественно влиться в компанию. Постарайтесь войти в круг так, чтобы ваше место было недалеко от лидера и обязательно в поле его зрения, но ни в коем случае не напротив (иногда это воспринимается как вызов). Само вхождение непременно сопровождайте фразами, вроде «вы меня не прогоните, если я ненадолго устроюсь рядом с вами?» или «вы не возражаете, если я ненадолго присоединюсь к вашей компании?». Обязательно подчеркните ваше желание не претендовать на долгое общение. Одно дело — легкое и ни к чему не обязывающее знакомство и совсем другое — навязчивость.
Обретя «временную прописку» на новом месте, внимательно слушайте то, что говорит лидер, и в знак согласия кивайте головой. Рано или поздно ваша заинтересованность будет отмечена, и вас вовлекут в общую беседу. Впрочем, если разговор идет на близкую вам тему, не стесняйтесь и без лишних приглашений вступить в дискуссию, не забывая при этом об обычных нормах этикета. Соблюдая приведенные нами нехитрые, но совершенно необходимые правила, вы очень скоро почувствуете себя в гостях, как дома.

Развязка
Однако бывают ситуации прямо противоположного свойства. Случается, мы попадаем на презентацию, где нас все знают и любят. Или почти все. А это значит, в течение вечера именно мы пребываем в роли неформального лидера. А теперь вспомните, о чем мы говорили выше. Думаете, об этом никто не знает? Некоторые — очень даже. Поэтому будьте готовы к тому, что вас будут атаковать малознакомые или совсем незнакомые люди. Иногда это льстит самолюбию, но чаще вызывает легкое раздражение. Особенно тогда, когда от вас хотят получить конфиденциальную информацию или продолжить знакомство в явно корыстных целях.
Если у вас достаточно долготерпения, принимайте случившуюся напасть как издержки профессии. В конце концов при всем своеобразии, презентация — это работа. Но нормальным людям работа должна приносить удовольствие, поэтому попробуйте в деликатной форме отвадить нежелательного собеседника. При этом не надо ссылаться на занятость или усталость, ситуацию можно «разрулить» гораздо вернее и изящнее. Для этого существует несколько проверенных приемов. Самое простое решение — ответив на вопрос собеседника, сказать, что вы очень признательны за внимание к вашей персоне, но, принимая во внимание занятость визави, вы не хотите больше покушаться на его время. Если намек не будет понят, придется принимать более действенные меры. Для этого следует, взяв надоедающего гостя под локоть, предложить ему пройтись вдоль столов. Совершая прогулку, раскланивайтесь налево и направо, задавайте ничего не значащие вопросы всем встречающимся знакомым. Ведите себя так, чтобы сопровождаемый, почувствовав себя лишним на празднике жизни, сам удалился восвояси. Если этого не произошло, пойдите на крайний шаг: представьте «жертву» кому-нибудь из добродушных коллег, а сами по-английски ретируйтесь.
Покидая благородное собрание, не забудьте поблагодарить организаторов за оказанный прием. Если они уже разошлись по домам, позвоните утром по телефону или выскажите слова благодарности по электронной почте.

Алексей Меховой,
кандидат психологических наук

РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ