СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

КРУИЗЫ

Речные путешествия под заказ

Речные круизы — достаточно известный и любимый многими вид отдыха. Еще в советские времена поездки на пассажирских судах по российским рекам и озерам были популярны и востребованы у наших граждан. А уже в постсоветские годы все больший и больший объем начинает приходиться на теплоходные перевозки, обслуживающие корпоративных заказчиков. Но об этой стороне деятельности круизных компаний и туроператорских фирм почему-то знают пока немногие поклонники водных путешествий. Тем не менее доля групповых круизов у ведущих судовладельцев России составляет в среднем 20–30% от оборота, что является довольно весомой составляющей любого бизнеса. И это не считая поездок на небольших катерах и теплоходиках, речь в данном случае идет о крупных лайнерах, рассчитанных на многодневные плавания

В Центральной России на рынке речного туризма сейчас представлено около сорока судоходных компаний и операторских фирм. В число крупнейших из них входят компания «Водоходъ» — туристическая структура самой большой в Европе «Волго-Балтийской компании» и «Столичная судоходная компания», представляющая холдинг Московского речного пароходства. Первая оперирует лайнерами «М. Калинин», «С. Кучкин» и трехпалубником «Ильич», вторая — судами «А. Шемагин», «Г. Пирогов», «Н.Г. Славянов», «К. Маркс», «И. Крылов» и 4-палубным «Ф. Дзержинский». Обе структуры работают на самом объемном московском рынке. Речные круизы в Волжском бассейне получили наиболее широкое распространение в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре, а также в Перми и Уфе.

Из других ведущих круизных фирм Москвы — компания «Речтурфлот», работающая в этом сезоне с 4 теплоходами; «Цезарь Трэвел», имеющая 3 трехпалубных судна; «Турфлот» с 3 двухпалубниками. Двумя судами владеют турфирмы «Паллада» (одноименный теплоход «Паллада» и «Арабелла») и «Агидель-круиз» («Белинский-2» и «Щорс»). Кроме того, несколько столичных турфирм обслуживают по одному теплоходу. И практически все представители рынка в той или иной степени сотрудничают с корпоративными заказчиками, которые справедливо считаются наиболее желанными клиентами.

Насколько это партнерство плотное, во многом зависит от профессионализма и организационных возможностей самих операторов. Ведь каждое целевое мероприятие, и круизы тут не исключение, требует весьма серьезной предварительной подготовки. Под заказные водные туры судовладельцы и операторы прорабатывают отдельные маршруты, ориентируясь, естественно, на пожелания клиента. И хотя эти путешествия во многом схожи, полностью ни один рейс практически никогда не повторяется. При этом различия, и очень значительные, зависят, в первую очередь, от того, что требуется заказчику — выезд коллектива на отдых или же на сугубо деловое мероприятие.

Река для отдыха и дела

В случаях коллективного отдыха — инсентив-тура, для теплохода обязательно планируются «зеленые стоянки». На них готовятся традиционные шашлыки и барбекю, проходят спортивные состязания и подвижные игры, дискотеки, а нередко и большие шоу-программы. Увеселительные мероприятия и концерты, на которые все чаще привлекаются известные артисты эстрады, предусмотрены и на борту, во время движения лайнера.

Кроме этого, в стандартный вариант корпоративных речных поездок включают специальное экскурсионное обслуживание на стоянках. К примеру, если теплоход с группой отдыхающих заходит в город, то проводится не просто «обзорка», но и, по выбору, посещение наиболее интересных мест. Так, в Твери обычно включается поездка в Торжок и тематические экскурсии по городу с его живописными окрестностями. То же происходит и в других местах захода судов. Продолжительность инсентив-круизов составляет обычно от суток до трех, и проводятся они, как правило, в выходные дни.

Основные типы пассажирских речных судов России:

Проект 305: «Н.Г. Славянов», «Профессор Звонков», «А. Шемагин» и др. Двухпалубные суда строились в Венгрии по заказу Советского Союза в начале 60-х годов прошлого века. Длина 78 м, ширина 15 м, осадка 1,4 м, скорость до 20 км/ч. Пассажировместимость в первоначальном варианте — 153 человека, после проведения реновации обычно составляет не более 90–100 человек.

Проект 588: «Иван Крылов», «Карл Маркс», «Ильич», «Г.В. Плеханов» и др. Трехпалубные суда, построенные в конце 50-х годов в Германии. Длина 97 м, ширина 14 м, осадка 2,4 м, скорость 23,7 км/ч. Принимает на борт до 250 пассажиров.

Проект 646. В настоящее время в рабочем состоянии находится только «Мамин-Сибиряк» — комфортабельный двухпалубный теплоход, прошедший полную реконструкцию.

Проект 92-016 (или как их прозвали за длинную носовую часть — «крокодилы»): «Феликс Дзержинский», «Михаил Калинин», «Александр Суворов» и др. Первые в нашей стране комфортабельные четырехпалубные теплоходы, построенные в 1970-х годах в Чехословакии. Длина 137 м, ширина 17 м, осадка 2,9 м, скорость 27 км/ч. Максимальная вместимость — 330 пассажиров.

Проекты Q-040, Q-056 и Q-065: «Максим Горький», «Лев Толстой», «Сергей Есенин» и др. Комфортабельные лайнеры австрийской постройки. Количество посадочных мест — от 160 («С. Есенин») до 230 («Л. Толстой»)

Проекты 301 и 302: «Константин Федин», «Л. Украинка», «Леонид Соболев», «А. Ватченко» и др. Четырехпалубные, наиболее комфортабельные теплоходы на российских реках, строились в ГДР с 1977-го по 1985 гг. Длина 125–129 м, ширина 17 м, осадка 2,7–3 м. Развивают скорость до 30 км/ч. Максимальная вместимость — 320 пассажиров.

Другие выезды на реку — конгрессные, симпозиумные или же учебные — требуют подготовленных, согласно общепринятым нормам, судовых помещений и продуманного графика самих этих форумов. Для чего необходимо спецоборудование: аудио- и видеопроекторы, микрофоны, большие экраны, компьютеры. В то же время экскурсионная программа на берегу, как правило, сводится к минимуму, поскольку нередко заседания или занятия продолжаются и на стоянках. В крупных городах во время плановых швартовок к мероприятиям нередко подключаются и местные жители.

Таким образом, общественные помещения судна в деловых поездках заняты целый день. При этом не забыто и ресторанное обслуживание: банкеты, фуршеты, кофе-брейки.

Обычная продолжительность конгрессных туров на круизных лайнерах составляет не более недели, хотя бывает, что они длятся две недели и больше. Для примера, в прошлом году одна немецкая фирма, арендовавшая теплоход в компании «Водоходъ», 18 суток путешествовала из Астрахани до Нижнего Новгорода.

Как арендуют теплоходы…

Деловые и инсентив-круизы проходят на всех типах пассажирских судов, бороздящих речные просторы страны — от двухпалубных и трехпалубных теплоходов старых годов построек, до четырехпалубных водных лайнеров проектов 301 и 302 — самых комфортабельных на российских реках.

В наиболее распространенном варианте в путешествия по рекам и озерам отправляются группы в количестве 80–100 человек. Самые многочисленные коллективы, которые перевозили в последние годы круизные компании, насчитывали до 250 пассажиров. (Кстати, почти все суда комфортабельных проектов способны принять на борт именно 250 человек, исключение составляет лишь «С. Есенин» (проект Q-040), рассчитанный на перевозку не более 160 пассажиров.)

Стоимость проведения корпоративных программ не зависит от числа путешествующих, а ориентирована исключительно на выделенный под них бюджет заказчика. Если он готов взять в аренду некомфортабельное судно, то окончательная цена группового тура выйдет заметно ниже, зато и уровень его проведения тоже будет невысоким. Поэтому чаще всего корпоранты останавливаются на современных теплоходах.

Владельцы, как правило, стараются не сдавать суда в «голый» фрахт, а продают полный пакет услуг, в который, кроме проезда, входят выстроенные под конкретного клиента культурно-развлекательные мероприятия. И расценки тут в наибольшей степени зависят именно от дополнительных услуг: чем разнообразнее их набор и чем выше рейтинг приглашенных артистов, тем дороже обходится весь тур. На втором же месте по затратам в калькуляции корпоративных круизных программ стоит питание.

Как показал опрос туроператоров, проведение речного инсентив-тура «под ключ» при совокупности всех этих факторов обойдется фирме-заказчику в сумму, разброс которой составляет от €15 тыс. до €30 тыс. в сутки. Что касается деловых мероприятий на борту судна, то действующие на сегодняшний день расценки на них заметно ниже: €8 тыс. — €15 тыс. в сутки. Прежде всего потому, как уже отмечалось, что экскурсионное обслуживание тут сведено к минимуму, а увеселительная программа нередко бывает и вовсе не востребована.

Необходимо также отметить, что на общедоступных, представленных в открытой продаже турах ни инсентив-, ни конгрессных программ туроператоры стараются не проводить, поскольку не хотят, чтобы розничный клиент чувствовал себя на борту ущемленным из-за наличия закрытых для него массовых мероприятий. Речные операторы отмечают, что число корпоративных туров ежегодно растет, хотя и незначительно. Рынок этих услуг в его нынешнем виде сформировался еще три-четыре года назад. И сейчас компании имеют дело преимущественно с постоянными клиентами, новых же заказчиков в сезон бывает не более одного-двух. Хотя возможности по дальнейшему увеличению числа заказных круизов у судовладельцев, особенно крупных, пока достаточно высокие.

Игорь Горностаев

РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ