СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

ИНСЕНТИВ-ТУРЫ

В поисках командного духа

Тим-билдинг, или, говоря по-русски, создание сплоченной и сильной профессиональной команды, — мечта любого современного руководителя


От Эпикура до американского спецназа
Главная идея любой программы тим-билдинга — успешное решение задач и преодоление трудностей совместными усилиями. Занятия, как правило, проходят на природе в условиях максимально приближенных к «боевым». Приняв за основу эти общепринятые положения, совершим небольшой экскурс в историю.
Прообразом нынешних «построений» были семинары древнегреческого философа Эпикура, жившего в IV веке до н.э. В отличие от коллег, проводивших занятия в классах, он был первым, кто вывел учеников под сень олив. Наслаждаясь прохладой и попивая доброе вино, участники жарких диспутов искали путь к истине. Или, выражаясь современным языком, проводили мозговой штурм. Мудрое поведение философа почему-то расценивалось античными современниками как непростительное отступление от общепринятых правил.
Однако время все расставило по своим местам. В XX веке конкретную пользу совместных пикников, в которых участвуют трудовые коллективы, оценили во многих странах мира. Наверное, можно было бы считать, что пальма первенства на этом поприще принадлежала советским гражданам, если бы не одно но. Месткомы, выступавшие в роли застрельщиков, рассматривали выезд на природу только как хорошую возможность отдохнуть.
Конечно, теоретически предполагалось, что «хорошо отдыхаешь — хорошо работаешь», но на деле пикники, как правило, превращались в попойку. Какой уж тут тим-билдинг? Справедливости ради заметим, что бег в мешках и перетягивание каната все-таки случались. Но опять-таки под сильным хмельком. В результате — сильнейший абстинентный синдром поутру со всеми вытекающими отсюда производственными последствиями.
В 50-е годы нечто подобное, но без поклонения зелёному змию, проделали и японцы. С той лишь разницей, что во главу угла был поставлен сугубо рациональный принцип. Предприниматели стали практиковать выезд на природу исключительно для того, чтобы сплотить коллектив. А заодно и усилить team-spirit, то есть командный дух. Участники этих неформальных посиделок не только развлекались, но зачастую и обсуждали серьезные профессиональные проблемы в нерабочее время.
Позднее на Западе поощрительные поездки назовут инсентив-турами. Но так или иначе именно в 50-е годы произошло знаменитое «японское чудо». Американцы и европейцы, осознав значимость азиатских нововведений, уже в конце 60-х начали широко практиковать инсентив-туризм. А спустя еще примерно десятилетие в США появилась идея тим-билдинга. На ее авторство существует множество претендентов. Но для нас сегодня гораздо важнее то, что в штатах со скоростью эпидемии стали распространяться адаптированные «веревочные курсы», активно применявшиеся при обучении морпехов США. Сегодня «веревку» сверх меры полюбили и в России.

Что и зачем?
Занятия по тим-билдингу можно проводить в профилактических целях. Но руководителей к этому обычно подталкивает жизненная необходимость. И не надо думать, будто она связана исключительно с кризисными обстоятельствами.
В самом простом варианте тим-билдинг проводится для знакомства сотрудников друг с другом в неформальной обстановке, если речь идет о крупной компании с несколькими офисами или тем более — филиалами. Не секрет, что простое «узнавание в лицо» людей, находящихся в одной технологической цепочке, способствует лучшему взаимопониманию, а значит, и повышению производительности труда. Другая важная составляющая сводится к сплочению коллектива и, как следствие, к расширению спектра навыков решения нестандартных задач. Кроме того, тим-билдинг призван предотвращать или сводить на нет существующие конфликты. А они возникают в любом коллективе.
Теоретически тим-билдинговую программу могут разработать сами сотрудники компании, обладающие креативным мышлением. И все же ситуация, при которой «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», представляется не самой удачной. Поэтому, «созрев» для решения провести одно или серию тим-билдинговых занятий, лучше обратиться к профессионалам. Чтобы правильно оценить их квалификацию, будет полезно учесть несколько критериев.
Очевидно, что в том случае, когда тренинги проводятся вдали от вашего города, организаторы обязаны предоставить весь спектр услуг, характерный для делового туризма. Только этого мало. По сути дела, тим-билдинг — акция психологического свойства. Поэтому изначально желательно узнать, чем обусловлен выбор «блюд», которыми нас собираются потчевать.
Как уже говорилось выше, «веревочные курсы» стали альфой и омегой едва ли не всех тим-билдинговых компаний. Спору нет, занятия эти — полезные и безусловно командообразующие. Но те компании, которые предлагают только этот вариант (а таких немало), демонстрируют весьма узкий профессиональный кругозор. Иначе в ассортименте, наряду с видоизмененным тренингом американского спецназа, мог бы, допустим, числиться и бег по пересеченной местности в противогазах — излюбленное и довольно жестокое занятие советских, а затем и российских армейцев. Это, конечно, гипербола, но все же ассортимент программ нуждается в особо пристальном внимании.
Под соусом тим-билдинга часто подают то, о чем BTN уже неоднократно писала. А именно ориентирование на местности в большом городе, картинг, джиппинг, верховую езду, пейнтбол, игры в искателей сокровищ, пиратов, индейцев и прочее. Спору нет, перечисленные занятия увлекательны, а иногда даже драматичны. Но это не значит, что они всегда напрямую связаны с тим-билдингом. Точнее, может — да, а может — нет. Все зависит от инструкторов-психологов.
Мы так подробно останавливаемся на этом потому, что существует немало примеров, когда отлично разработанная и продуманная до мелочей программа заимствуется конкурентами. В результате получается плохо сделанная копия, которую, и это самое главное, реализуют халтурщики-дилетанты. Чтобы не попасть впросак, изначально поинтересуйтесь у организаторов, благодаря чему и насколько точно предложенная программа будет полезна вашему коллективу. Чем подробнее будет ответ, тем лучше.
В портфеле хороших тим-билдинговых компаний, если только они не специализируются на одной или нескольких штатных ситуациях, «припрятаны» десятки разнообразных программ, предусмотренных для любых случаев жизни. Одни связаны с форсированием горных рек, другие — с покорением крутых горных вершин, третьи — с «выживанием» в тайге. Довольно часто хорошие психологи-инструкторы предлагают клиентам срежиссировать, а затем и сыграть какую-нибудь классическую пьесу. Вот уж где характер, темперамент и некоторые другие личностные свойства видны как на ладони! Далеко за примерами ходить не надо — знаменитое выраженьице «тянуть на себя одеяло» зародилось как раз в театральной среде.

Этапы большого пути
Профессионалы тим-билдинга полагают, что всеобъемлющее занятие должно непременно состоять из четырех этапов (как минимум). Первый — разминочный или, как говаривают специалисты, этап эйфории. Это период знакомства, притирки и, наконец, подготовки к выполнению задания.
Второй этап принято называть конфликтным. Это время принятия решений. В телепрограмме «Что? Где? Когда?», например, это — та самая минута, когда «время пошло».
Что касается непосредственно тим-билдинга, то практики любят вспоминать случай, когда амбициозным менеджерам одной из фармацевтических компаний предложили форсировать не слишком глубокую, но весьма бурную речку. Группа немедленно разбилась на два лагеря. Одни считали, что надо наладить переправу при помощи веревок, другие настаивали на обязательном сооружении некоего подобия деревянного моста. Дело явно шло к драке. Между тем незаметно отколовшаяся третья подгруппа втихую переправилась на другой берег в ста метрах от готовящегося ристалища. Разбор полетов был соответствующим, конечно. Кстати говоря, анализ поведения на месте действия под руководством инструктора и является третьим этапом тим-билдинга.
Четвертый этап (конструктивный) приходится на завершение акции, когда участники, поднабравшись опыта, в состоянии сами оценивать свои поступки и вырабатывать алгоритм принятия новых решений. В общем, все как в реальной жизни. А она, как известно, проходит на работе.

Андрей Алексеев

РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ