СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

ИНСЕНТИВ-ТУРЫ

Инсентив-туры по России

Рассмотрев предложения по инсентив-турам по России, можно сделать вывод, что корпоративное сообщество погрузилось в летаргию. Тут поневоле вспомнилось библейское: «Что делалось, то и будет делаться». Правда, в нашем случае тезис должен бы звучать так: «Что не делалось, то и не делается».

Кажется, что организация инсентив-туров по РФ — занятие экзотическое и «чистого» инсентива в России практически нет. Если что и есть, так это выездные конгрессы, семинары, симпозиумы, под которые подверстывается развлекательная программа. Это — «инсентив по-российски».

Отчасти так оно и есть, только желательно все же рассматривать процесс в динамике. При таком подходе выяснится, что на рынке заметны очень даже серьезные подвижки. А еще желательно выяснить, в чем причины «трудностей роста».

Фактор сдерживания

Вывод о том, что инсентив-туры по России — не самый популярный вид путешествий, можно сделать даже лежа на диване, не утруждая себя общением с профессионалами. Эта истина объясняется тем, что классический выездной туризм по-прежнему значительно превалирует над въездным и внутренним. Но коль скоро большинство соотечественников стремится совершить вояж за границу, наверное, и корпоранты подвержены тем же желаниям и чувствам. Если это так (а это так), то кому придет в голову поощрять сотрудников поездкой, условно говоря, в Тьму-Таракань?

Нынешний статус-кво отнюдь не является результатом чьих-либо злонамеренных козней, о чем иногда и сегодня по наивности говорят жители некоторых российских регионов. Существует несколько реально сдерживающих факторов, тормозящих развитие как классического, так и внутреннего инсентив-туризма в России. Главный из них — недостаточно развитая туристическая инфраструктура.

Поскольку на эту тему можно исписать тома, вычленим только одну проблему — гостиничную. По разным оценкам, около 70 — 80% российских отелей мало приспособлены для достойного проживания. А в тех, которые радуют сердце и глаз, зачастую непомерно высокие цены. Настолько высокие, что отдых за границей во многих случаях бывает дешевле, чем в «пенатах» (при похожих условиях проживания).

Вместе с тем было бы крайне несправедливо утверждать, будто гостиничный бизнес в России спит мертвым сном. Он развивается совсем неплохо, просто всем участникам рынка хочется, чтобы процесс шел более высокими темпами. При этом нельзя не заметить одну весьма приятную тенденцию. Во всех более или менее вместительных отелях последнего поколения (включая курорты) предусмотрен один, а чаще несколько конференц-залов. Уже сам факт предвосхищения пожеланий корпорантов свидетельствует об усиливающемся спросе на разнообразные деловые поездки.

Есть и еще один фактор сдерживания — психологический, о котором большинство специалистов предпочитает помалкивать. Суть заключается в том, что большинство граждан России никогда не бывало за границей и вряд ли отправится туда в обозримом будущем. Убедиться, что дома не хуже, чем в дальних краях, могут только бывалые путешественники. А они сегодня составляют абсолютное меньшинство. В результате давно уже сложилось общественное мнение, словно «предписывающее» при любой возможности выезжать за границу.

Комбинация, или «инсентив по-российски»

Менеджеры любой компании, серьезно занимающейся организацией инсентив-поездок по России, берутся предложить тур «под ключ» едва ли не в любую точку страны. Было бы желание заказчика. Однако желания обычно не слишком разнообразны. «Наиболее востребованные направления — Санкт-Петербург, Подмосковье, маршрут Золотого Кольца, в некоторых случаях курорты Черноморья», — говорит руководитель корпоративного отдела компании «Роза Ветров» Ирина Андронова.

Те же направления, правда, иногда в иной последовательности, называют и другие специалисты. Все это дает повод лишний раз убедиться, что инсентив-туризм испытывает сильнейшую психологическую зависимость от туризма классического: слишком уж похож перечень самых востребованных направлений. Случающееся иногда расширение географии поездок подтверждает другую закономерность.

Для начала пример. Исполнительный директор компании Avetis Business Travel Александр Лахтин, сообщив, что особенно высоким спросом пользуется Дагомыс, и назвав еще несколько регионов, которые мы уже перечислили, неожиданно расширяет список за счет Екатеринбурга и Самары. Казалось бы, эти известнейшие российские города — не самое лучшее место для поощрительного отдыха. Впрочем, также точно известно, что и Самара, и Екатеринбург отличаются повышенной деловой активностью. Здесь гораздо чаще, чем в других регионах, проводятся форумы, конференции, всевозможные акции презентационного свойства. Очень часто они сопровождаются увеселительными программами. В итоге получается то, что в начале статьи мы определили как «инсентив по-российски».

И это не частный случай, а вполне сложившаяся система. «Инсентив-туры почти всегда бывают комбинированными, — считает Ирина Андронова. — Они дополняют семинары, либо начинаются как презентация компании, устроенная для своих дилеров или дистрибьюторов». То есть получается почти, как в песне про пилотов: сначала дело, «ну, а девушки? А девушки — потом».

Устойчиво высоким спросом у заказчиков пользуется Подмосковье. С одной стороны, здесь особенно часто открываются up-to-date гостиничные комплексы, учитывающие потребности бизнес-клиентов. С другой, незначительная удаленность от столицы (большинство крупных корпораций по-прежнему сосредоточено в Москве) позволяет минимизировать транспортные расходы. И глубоко ошибается тот, кто полагает, что корпоранты не ведают счета деньгам. Скорее, наоборот, — не просто считают, а подсчитывают. Как правило, чем серьезнее компания, тем более дифференцирован бюджет, напрямую зависящий от поставленных целей и состава участников.

Одно из главных требований, предъявляемых к гостиничному комплексу, — наличие (помимо конференц-залов) обширной территории, на которой можно было бы проводить деловые игры и устраивать красочные развлекательные зрелища, полагает зам. директора компании «Аэроклуб-тур» Людмила Ширенова. Современные базы приема Подмосковья возведены с учетом этой необходимости. Здесь можно проводить такие командные состязания, как, например, преодоление водной преграды (реки), гонка на надувных баллонах, стрельба из лука и даже лазание по деревьям. «Существует великое множество и других сценариев. Их воплощение в жизнь зависит исключительно от пожелания заказчика», — говорит г-жа Ширенова. Что касается непосредственно отдыха, то участникам тура могут быть предложены fire-шоу, гала-ужин плюс дискотека, выступление известных артистов. Есть и другие варианты, реализация которых опять же зависит от бюджета заказчика.

В последнее время возрастает популярность маршрута Золотое Кольцо России. В немалой степени этому способствует перманентное возведение новых отелей. Так, в прошлом году в Ярославле открылся лучший в городе четырехзвездный Ring Premier Hotel.

И все же, по мнению экспертов, особенно быстро обновляется база приема Суздаля. Относительно недавно в городе-музее модернизировали «Туркомплекс», полностью реконструировали расположенный в центре отель «Сокол», ввели в строй комплекс «Горячие ключи», располагающий несколькими отдельно стоящими русскими банями, пользующимися ажиотажным спросом у иностранцев. Летом, согласно планам, будет открыт еще один, на этот раз многокорпусный, гостиничный комплекс, состоящий из небольших двух-трехэтажных домиков коттеджного типа.

Принципиально то, что в Суздале не только увеличивается количество современных объектов размещения, но и значительно расширяется спектр услуг как в гостиницах, так и за их пределами. По словам директора компании «ВИТ-Информ» Алексея Жегалова, в окрестностях Суздаля для корпорантов устраиваются пэйнтбольные игры «в условиях приближенных к боевым». В самом городе гостей вовлекают в народные игры, вроде распиливания бревна на время. Для любителей рыбалки в речке развели зеркального карпа. В дополнение к многочисленным ресторанчикам за торговыми рядами соорудили дегустационный зал, где можно отведать знаменитой медовухи.

Эти и другие предложения обусловлены увеличивающимся спросом. Если раньше в межсезонье гостиницы Суздаля загружались преимущественно за счет туров выходного дня, то сейчас заполняемость и по будням достигает весьма высокой отметки. В этом немалая «заслуга» корпорантов.

Андрей Алексеев

РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ