СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

АВИАЦИЯ

Воздушные ворота Москвы

Текущий год стал ключевым для «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково»: через них проходят две трети авиапассажиров России, и год назад их услугами воспользовались около 28 млн человек. Сегодня «Шереметьево» рассчитывает на количественный рывок после строительства третьего терминала, которое началось нынешней осенью. Ну, а лидером аэропортового бизнеса в стране в этом году впервые стал «Домодедово», последние годы догонявший «Шереметьево» по числу обслуженных пассажиров. «Внуково» же впервые опередило всех по темпу прироста пассажиропотока. Осенью вышеозначенные аэропорты приступили к большому строительству, по окончании которого их суммарная пропускная способность более чем вдвое превысит нынешнее общероссийское число авиапассажиров. Окупать же намеченные многомиллиардные затраты воздушные порты собираются в том числе и за счет наращивания доходов от неавиационной деятельности: развития гостиничной и торговой сети, парковок, ресторанных и развлекательных комплексов, которые еще ждут своего появления

«Шереметьево»
В нынешнем году в «Шереметьево» произошло несколько важных событий. Давние намерения «Аэрофлота» начать строительство третьего терминала с сентября начали воплощаться в жизнь. Сметная стоимость этого проекта составляет $430 млн. «Шереметьево-3» с пропускной способностью 9 млн человек в год планируется открыть осенью 2007 года. В новом терминале разместятся «Аэрофлот» и его партнеры по авиа-альянсу SkyTeam.
Кроме того, планы по расширению аэропорта предусматривают и реконструкцию двух действующих терминалов. Пропускная способность «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2» составляет 10 млн человек в год, между тем в прошлом году они обслужили почти 13 млн пассажиров. До 2007 года оба аэровокзальных здания планируется расширить. Пропускная способность первого должна вырасти до 5 млн человек, второго — до 18 млн. Через полностью обновленный и достроенный шереметьевский комплекс смогут проходить 32 млн человек в год.
Доля неавиационных доходов «Шереметьево» за прошлый год составила 27%. По сравнению с общероссийскими показателями (10–15%) — это весьма неплохо, однако у западных аэропортов он превышает 40%, а иногда достигает и 60%. Для наращивания поступлений от непрофильного бизнеса, руководство аэропорта собирается увеличить площади под «свободную торговлю» и создать собственного оператора duty free. Всего же здесь насчитывается около десятка операторов, специализирующихся на беспошлинной торговле. Кроме того, в «Шереметьево» расширена сеть банкоматов, введена новая услуга — регистрация по телефону на рейсы авиакомпании KLM, установлены новые автоматы самостоятельной регистрации пассажиров Lufthansa, продолжают функционировать стойки быстрой регистрации.

«Домодедово»
В этом году, по прогнозам экспертов, количество пассажиров «Домодедово» достигнет 13,6 млн человек, что составит 47% от всего пассажиропотока в столице. При этом завершающийся год показал, что аэропорт работает уже явно на пределе своих возможностей. Поэтому управляющая им группа «Ист Лайн» продолжает реализацию программы развития воздушной гавани до 2020 года. Заметное увеличение мощностей «Домодедово» придется на следующий год. К его концу число стоек регистрации в терминале будет увеличено с нынешних 73 до 140. Планируется открыть 5–6 VIP- и бизнес-залов различных авиакомпаний, мини-отель для транзитных пассажиров и кинокомплекс. Общая площадь терминала возрастет со 112 тыс. до 220 тыс. м2.
Также в 2006 году компания готовится приступить к строительству второго терминала, который станет продолжением существующего. «Домодедово-2», предназначенный для международных рейсов, сможет обслуживать 18 млн человек в год. Он будет введен в строй в 2007–2008 годах. После чего суммарная пропускная способность всего домодедовского комплекса превысит 30 млн человек. Также ведутся переговоры об организации прямого железнодорожного сообщения от станции метро «Комсомольская» и Курского вокзала. По действующему маршруту с Павелецкого вокзала планируется увеличить частоту движения поездов.
В «Домодедово» на неавиационные поступления сейчас приходится примерно 15% от всех доходов, но они постоянно растут. В этом году в рамках создания торгово-развлекательного комплекса «Домодедово-Плаза» здесь появилось несколько новых ресторанов. В дальнейшем предусматривается открытие обширной деловой зоны и тематических развлекательных парков.

«Внуково»
В нынешнем году аэропорт, последнее время терявший пассажиров, начал стремительно наверстывать упущенное. В этом ему помог открытый год назад международный терминал, стоимость которого составила $50 млн. В нынешнем сезоне пассажиропоток через «Внуково» вырос на 41%, причем в летние месяцы этот показатель доходил и до 52%. Доля международных рейсов при этом возросла с 17% в прошлом до 32% в текущем году.
В 2004-м услугами аэропорта воспользовалось 2,5 млн человек, в этом году, согласно предварительным оценкам, число его пассажиров возрастет более чем на миллион. А на следующий год, по прогнозам специалистов, пассажиропоток «Внуково», при сохранении нынешней динамики, может достигнуть 5 млн человек.
«Внуково» сегодня — единственная из воздушных гаваней столицы, не страдающая от перегрузки. Тем не менее в ноябре аэропорт приступил к строительству еще одного — четвертого аэровокзала. Сначала пройдет демонтаж старого международного терминала, после чего на его месте начнут сооружать аэровокзальное здание. Площадь нового терминала составит 220 тыс. м2, сметная стоимость всего проекта — $200 млн, он рассчитан на обслуживание 7 млн пассажиров в год. Срок окончания строительства намечен на осень 2007 года, после чего общая пропускная способность «Внуково» удвоится.
К этому времени на привокзальной площади аэропорта должна также появиться гостиница на 400 номеров с бассейном, рестораном и развлекательными залами, а также дополнительная многоэтажная парковка на 4 тыс. автомобилей. Сейчас заканчивается реконструкция аэровокзала для внутренних линий, полностью перестроен и заметно преобразился зал ожидания. Ведется реконструкция и терминала деловой авиации «Внуково-3», где строится новый вокзальный комплекс.
В этом году во «Внуково» пришли новые авиаперевозчики. Полностью перевела сюда рейсы авиакомпания «Атлант-Союз», появились такие известные компании, как «Пулково», «Башкирские авиалинии», ВАСО, «Владивосток Авиа». А с начала лета в аэропорт начала летать первая низкотарифная немецкая авиакомпания Germanwings.
Привлекательность «Внуково» заметно повысилась после открытия прошедшим летом железнодорожного сообщения с Киевским вокзалом. В это же время в международном терминале появились два магазина беспошлинной торговли duty free. Руководство аэропорта заявило, что собирается и дальше расширять услуги по неавиационной деятельности. Но что касается конкретных планов в этом направлении, то о них пока ничего не известно. Сообщалось только, что по этому вопросу «Внуково» ведет консультации с берлинским аэропортом Schoenefeld.

Иван Коблов

РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ