СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

АВИАЦИЯ

Ресторан из поднебесья

Для оценки уровня работы любой авиакомпании существует целый набор критериев как профессиональных, так и чисто обиходных. Однако как показывают многочисленные социологические опросы и исследования, проведенные и в России, и за рубежом, у значительного числа пассажиров воздушное путешествие прочно ассоциируется прежде всего с отработанным ритуалом приема пищи и напитков на борту лайнера. И даже рассказывая впоследствии об авиаперелете, туристы всегда уделяют особое внимание вопросу: «как кормили?».

Воздушное меню

Бортовое питание ведущих авиакомпаний мира уже давно прошло неизбежный процесс унификации и стандартизации. Конечно, почти у каждой из них есть свое фирменное блюдо и не одно, а также своя концепция удовлетворения гастрономических запросов клиентов. Особой изощренностью тут традиционно отличаются азиатские перевозчики. Но это скорее приятное исключение. Обычно комплектация воздушного меню и технология его подачи в полете не предполагают особого разнообразия. Компании подходят к делу с учетом сложившихся традиций, а также эксплуатационных и конструктивных возможностей конкретных лайнеров. К тому же серьезная конкуренция в авиационном бизнесе заставляет перевозчиков зорко следить друг за другом, перенимая лучшие наработки коллег и стараясь не повторить их промахов. С недавнего времени в эту гонку включились и российские авиаторы.

Чем и в каком объеме сможет утолить голод и жажду пассажир, ступивший на борт воздушного судна, зависит от множества составляющих. Главное — это конечно же класс салона, в котором он собирается лететь. Согласно международным правилам и стандартам, обитатели первого и бизнес-класса имеют право на выбор горячего из трех блюд: мясо, рыба, птица. Кроме того, им предоставляются разнообразные холодные закуски, сыры, фруктовые и овощные салаты, сладкие и десертные блюда. Разница между двумя этими салонами заключается в том, что пассажиры первого — самого комфортабельного класса, получают более широкие возможности выбора блюд. В массовом эконом-классе предложение по горячему ограничивается уже одним, реже двумя блюдами (из которых одно, как правило, бывает мясное), а салат, фрукты и десерт подаются в общем наборе. Если на рейсе предусмотрено только холодное питание, то оно едино для всех пассажиров эконом-класса.

Количество и обильность бортовых рационов строго привязаны к продолжительности и режиму полета. Скажем, если рейс отправляется в полдень, то после взлета и обязательного аперитива следует раздача горячего. Прилет ранним утром подразумевает легкий холодный завтрак с чаем или кофе. И конечно, пассажирам, вылетающим глубокой ночью, вряд ли предложат горячую пищу.

Длительность пребывания в воздухе определяет частоту подачи питания. Строгих норм здесь не существует, поэтому компании обычно ориентируются на усредненные физиологические потребности человека и свои финансовые возможности. Большинство придерживается следующей схемы: полет продолжительностью 2,5–3 часа — холодное питание, свыше — горячее, более шести часов — два горячих питания; сверхдальние перелеты 12–14 часов и более — два горячих, холодное, редко третье горячее.

В последние 10–15 лет в мире появилась своеобразная авиационная мода на так называемое «специальное питание», учитывающее состояние здоровья, привычки или национальные особенности пассажиров. К нему относятся вегетарианские, диабетические, детские, мусульманские, кошерные и некоторые другие виды рационов. Как правило, компании предлагают спецпитание клиентам престижных пассажирских классов. Заказывать его путешествующим всегда приходится заблаговременно.

Такие непохожие рейсы

В слоганах ведущих зарубежных и российских авиаперевозчиков весьма популярны высказывания вроде: «наш бортовой сервис всегда и везде на одинаково высоком уровне». Но это, к сожалению, далеко не всегда соответствует истине. Что касается качества и обильности питания, то международные и внутренние рейсы зачастую отличаются, как шикарный ресторан от заводской столовки. Причем не стоит думать, что подобная разница характерна только для гражданской авиации России. Во всем мире есть свои приоритетные и второстепенные воздушные трассы, к которым вырабатывается и соответствующее отношение.

По мнению зарубежных экспертов, изучающих уровень авиасервиса в разных странах, наиболее удручающая ситуация с питанием на борту сегодня сложилась в США. На продолжительных внутренних линиях крупнейшей авиационной державы мира даже ведущие авиакомпании страны не стесняются выдавать пассажирам эконом-класса так называемый «пакет» — или то, что у нас бы назвали «сухим пайком» — с весьма скудным, а зачастую и сомнительным содержанием. В этом смысле Европа, как считают те же эксперты, выглядит гораздо привлекательней Штатов. Бортовой же рацион авиакомпаний стран Юго-Восточной Азии на местных рейсах тоже крайне неоднороден — либо выше всяких похвал, либо ниже любой критики. Серьезные исследования воздушного питания в России и СНГ пока еще не проводились, но и без строгих статданных нетрудно догадаться, что мы тяготеем скорее к азиатскому варианту. Тем не менее специалисты отмечают, что обслуживание «родных» рейсов во всем мире все же постепенно приближается к международным стандартам.

Сервис и питание на чартерных рейсах, выполняемых по маршруту стороннего заказчика, также имеют свои специфические отличия. В общую стоимость такого чартера авиакомпании обязательно закладывают и минимальный сервисный набор. В частности, питание обычно предусматривается по базовым нормам экономического класса, но без винно-водочных продуктов. Компании категорически отказывают фирме-заказчику в снижении цены на перевозку за счет ликвидации своих обязательных услуг, поскольку в данном случае речь идет об опасности приобрести в глазах пассажиров стойкий отрицательный имидж. И при этом с удовольствием откликаются на запрос расширить, — за дополнительную плату, разумеется — предоставляемые гастрономические услуги.

Игорь Горностаев

РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ