СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

АВИАЦИЯ

Авиабилеты станут лишь виртуальной реальностью

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила о полном переходе с 2007 года на продажу авиаперевозок с использованием электронных билетов. Одновременно IATA обязала всех своих членов отказаться к этому сроку от традиционных билетов на бумажных бланках.

Сплошная выгода

Пассажирам переход с обычного оформления авиабилетов на электронные технологии, так называемые е-тикеты (е-ticket), даст ряд ощутимых удобств, связанных с упрощением процедуры регистрации. Такой билет можно забронировать по Интернету или даже с помощью мобильного телефона. Выкупившему его человеку вместо билетного бланка выдается лишь номер бронирования, а данные о нем попадают в базу данных. В аэропорту же, чтобы пройти процедуру регистрации на рейс, достаточно предъявить паспорт или оформить специальный купон. Значительным преимуществом является и то обстоятельство, что электронный билет невозможно потерять или забыть, поскольку его образ хранится в глобальной электронной системе бронирования, где отслеживаются все операции, включая обмен, возврат, полет и другие действия.

По словам представителя Международной организации воздушного транспорта в России и СНГ Дмитрия Шамраева, использование электронных технологий продаж билетов для авиакомпаний также весьма выгодно. Как показала практика, это способствует росту прямых продаж, повышению контроля над ними, а также сокращению расходов и времени на управление бумажными стоками. Наконец, система управления электронными билетами, используемая ныне в авиакомпаниях, имеет связь с подобными системами других авиакомпаний-партнеров, а также с ведущими системами отправки пассажиров.

Еще совсем недавно систему е-ticket имели лишь наиболее продвинутые авиакомпании. Но в последнее время ситуация существенно изменилась. И сегодня практически все ведущие зарубежные перевозчики готовы полностью перейти на новую технологию, как и рекомендует Международная ассоциация, к 2007 году. Стоит отметить, что на конец прошлого года доля электронных авиабилетов в объеме мировых продаж составляла более 20%. Однако российский объем электронных продаж авиаперевозок практически равен нулю.

Успеем — не успеем?

В настоящее время в IATA входят семь российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Пулково», «Самара» и грузовая «Волга-Днепр». Как считают эксперты, они вряд ли успеют за оставшиеся два года полностью отказаться от бумажных бланков, поскольку к этому еще не готовы.

Наоборот, руководители самих воздушных компаний настроены более оптимистично. О том, что сроки будут выдержаны, уверенно заявляют и в «Трансаэро», и в «Сибири». С технологической точки зрения, говорят их топ-менеджеры, тут сложностей не возникнет. Более сдержанные суждения можно услышать в «Аэрофлоте»: генеральный директор компании Валерий Окулов отметил, что «успеть к обозначенной IATA дате будет сложно». И посетовал: «У нас пока нет рабочего плана внедрения е-тикетинга, прежде всего потому, что он не может служить налоговым документом». Это обстоятельство даже заставило руководство «Аэрофлота» написать письмо авиационным властям страны с просьбой поспособствовать скорейшему внедрению системы электронных продаж.

Действительно, развитие электронных продаж в России сдерживает отсутствие законодательной базы, позволяющей признать тот же электронный билет в качестве документа по отчетности для налоговых органов. Но этим, как уверяют практики, дело не ограничивается. Российским авиакомпаниям не позволяет перейти на е-ticket и отсутствие унифицированного программного обеспечения. Все они работают в разных системах бронирования, которые не всегда стыкуются друг с другом. Наконец, что немаловажно, внедрение электронной торговли в России затруднено и тем, что она предполагает оплату посредством пластиковых кредитных карточек, которые у нас используются далеко не так широко, как на Западе.

Так что, отечественные перевозчики имеют серьезный шанс не уложиться в отведенные IATA сроки.

Игорь Горностаев

РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ