СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНЫ
КОМПАНИИ
ВЫСТАВКИ
ИНСЕНТИВ-ТУРЫ
АВИАЦИЯ
КРУИЗЫ
ОТЕЛИ
СТАТИСТИКА
ДОСУГ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПРОКАТ
БИЗНЕС-ЛАНЧ
СТРАХОВАНИЕ
ВИЗЫ
ПРАКТИКУМ

АВИАЦИЯ

Деловая авиация для деловых людей

Бизнес-, или деловая авиация - воздушная перевозка отдельной группы пассажиров или даже одного лица, выполняемая по индивидуальным заказам, уже давно выделилась в отдельный сектор авиатранспортного рынка. Общемировая тенденция его развития, как и индустрии авиаперевозок в целом, следующая: в прошлом году, впервые после 11 сентября 2001-го, здесь началось заметное оживление. В 2003-м в России тоже наблюдался резкое увеличение объема перевозок на самолетах делового класса. Прирост, по некоторым данным, составил 40-50%: за год было выполнено примерно 18 тысяч полетов, против 12 тысяч в 2002-м. Это весьма показательно. В свое время на состоянии воздушных бизнес-перевозок почти не сказались ни дефолт 1998-го, ни та же сентябрьская трагедия в США. Спрос на полеты на индивидуальных самолетах в России, по оценкам экспертов, все последнее десятилетие шел лишь строго вверх в среднем на 5-10% ежегодно.

Лучшие бизнес-лайнеры
По численности парка самолетов делового класса Россия не может сравниться с США, где таких машин насчитывается около 10 тысяч. Тем не менее со среднеевропейской державой вроде Испании конкурировать по этому показателю мы уже в состоянии. Однако российским Ту-134 и Як-40, наиболее часто используемым для VIP-перевозок, выход на зарубежные маршруты запрещен из-за высокого уровня шума этих технически устаревших машин. Поэтому сейчас парки отечественных авиакомпаний пополняются, как правило, лишь переоборудованными для деловых полетов Як-42 и реже Ту-154М. В то же время за последние 3-4 года российские владельцы бизнес-джетов, как их еще называют, существенно нарастили парк за счет приобретения самых дорогих и престижных машин зарубежного производства ценой от $35 млн до $47 млн. (Для сравнения: такой самолет, как Ту-154Б, рассчитанный на перевозку 180 пассажиров, стоит сегодня около $3 млн.)
В России только четыре специализированные авиакомпании эксплуатируют собственные бизнес-лайнеры зарубежного производства: "Авком", "Газпромавиа", Jet 2000 и "Меридиан". В их ведении находятся два Falcon 900B, пять Hawker 125-700/800, Falcon 20 и Falcon 50. Еще один самолет - Gulfstream IV-SP имеется у магистральной авиакомпании UTair. Все эти машины получили российскую регистрацию, которая стоила их владельцам совсем недешево. Так, таможенные сборы увеличили цену Gulfstream IV-SP на 44%, и он в итоге обошелся владельцу в $38 млн.
Именно чтобы не платить ввозные пошлины на воздушные суда, российские покупатели бизнес-джетов регистрируют их за рубежом и передают в эксплуатацию не отечественным, а зарубежным компаниям. Это весьма распространенный прием. Профессиональный оператор не только лучше справляется с эксплуатацией сложной авиатехники, но и позволяет владельцу отчасти сократить свои издержки, поскольку самолет можно использовать для полетов других заказчиков. Сейчас за границей находится около 60 таких машин, т.е. примерно столько же, сколько бизнес-самолетов задействовано и на территории страны.
Российские владельцы зарегистрировали за рубежом разнообразные типы деловых воздушных судов. И среди них самые большие корпоративные самолеты, созданные на базе обычных авиалайнеров - Boeing Business Jet (BBJ), примерная стоимость которых - до $50 млн. На борту самолетов этого типа без труда умещается комната отдыха с огромной кроватью, кабинет для заседаний и отдельный салон для гостей. Далее идет второй по стоимости Global Express производства канадской фирмы Bombardier, который оценивается от $35 млн до $45 млн, в зависимости от отделки салона и оснащения бортовым оборудованием. Российскими владельцами приобретено семь таких машин. Также с их подачи за границей появились и самолеты Gulfstream V, чья стоимость тоже лежит в пределах $35 млн - $45 млн.
Среди других лайнеров, находящихся в эксплуатации у заказчиков из России, - Citation 10 (стоимость $18 млн), Falcon 900B ($26 млн), Falcon 900EX ($35 млн), Gulfstream IV ($25 млн) и Challenger 604 ($22 млн). Но повышенной популярностью у российских VIP-путешественников пользуется Embraer ERJ-135 ($20 млн) бразильской фирмы Embraer. Эта 35-местная крылатая машина изначально являлась региональным самолетом, однако для корпоративных целей была создана ее модификация Legacy Executive с салоном класса "люкс" на 14 мест и добавлена кухня, а установка дополнительных топливных баков позволила увеличить дальность полета с 2200 до 5300 км.

Что, где, почем?
Расценки на полеты воздушных судов бизнес-авиации на сегодняшний день следующие. Стоимость, так называемого, "грязного лётного часа", куда включены все расходы на топливо, техобслуживание, зарплата экипажа и т. д., для лайнеров класса BBJ составляет $7 тыс. - $9 тыс., для Global Express - от $7 тыс. до $8 тыс., Gulfstream V - от $6 тыс. до $7 тыс., Gulfstream IV, Challenger 604 и Falcon 2000 - от $5 тыс. до $6 тыс., Falcon 900 - от $5 тыс. до $7 тыс., Citation 10 - от $4 тыс. до $5 тыс., Hawker 125-700/800 и Falcon 20 - от $2,5 тыс. до $3 тыс., Falcon 50 - от $3,5 тыс. до $4 тыс. Почасовые тарифы на аренду отечественной авиатехники в варианте VIP-компановки таковы: Ту-134 - от $2,1 тыс. до $2,5 тыс.; Ту-154 - от $3,7 тыс. до $4,5 тыс.; Ил-62 - от $5 тыс. до $7 тыс. При этом надо учитывать, что кроме времени, проведенного клиентом на борту "аэротакси", придется оплатить и подачу, а также вынужденные простои.
Интересно, что в течение прошлого года выявилась тенденция оттока пассажиров из числа крупных бизнесменов от регулярных авиаперевозчиков в область бизнес-авиации и индивидуального авиатранспорта. Причина - неудовлетворенность уровнем и качеством обслуживания. Очень показательны в этом смысле перелеты в США. Рейсовые самолеты на этих маршрутах часто выпадают из расписания из-за задержек, связанных с ужесточением мер безопасности и процедур прохождения паспортного и таможенного контроля, что не может не раздражать бизнес-клиентов.
Стоит отметить также и то весьма существенное обстоятельство, что затраты пассажира на полет на бизнес-джете сейчас уже ненамного превышают расходы на билет первого класса. По нашим оценкам, они выше в среднем на 20-25%, в то время как еще совсем недавно разница здесь составляла разы. Например, три-четыре года назад перевозка на отдельных лайнерах обходилась клиенту в два-три раза дороже перелета первым классом. Нынешнее тарифное понижение объясняется тем, что в последнее время авиастроители заметно снизили цены на самолеты этого класса, а также уменьшились тарифы на эксплуатацию авиатехники.
Большую гибкость проявляют теперь и отдельные эксплуатанты деловой авиации. Так, немецкая Lufthansa придумала, как совместить регулярный рейс по расписанию и индивидуальный полет. Для этого она оборудовала салоны лайнера Boeing Business Jet в конфигурации "только бизнес-класс" на 48 мест, и применяет их на маршрутах Дюссельдорф - Нью-Йорк и Мюнхен - Нью-Йорк. Такие полеты обходятся пассажирам примерно на 40% дешевле перелета на отдельно заказанном самолете.
Полеты бизнес-авиации в России имеют и еще одну принципиальную особенность. С точки зрения авиационных властей, VIP-чартеры практически ничем не отличаются от обычных чартеров: это разовая авиаперевозка, которая должна согласовываться в ряде инстанций. Согласно федеральным правилам использования воздушного пространства при перелете по стране заявка и план полета должны подаваться за сутки, а за границу - за трое суток. Понятно, что такой подход может свести на нет многие преимущества деловой авиации. Однако, по словам специалистов, указанные сроки вполне реально сократить до трех часов и одних суток, соответственно. И как утверждают практики, применяемые при этом "схемы оптимизации" пусть и не совсем официальные, зато всегда практически безотказные.

Иван Коблов


РЕКЛАМА

Travel Media
Business Travel News
Rates
Contact details

РАСЦЕНКИ
КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

ОБ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
ГАЗЕТА Business Travel News
КОНТАКТЫ